Наши учителя: цикл статей о педагогических династиях г. Кисловодска
Об учителях 4-го лицея Ирине Айрапетян и ее дочери, Лолите Саркисян.
Куклы, усаженные за импровизированные парты, тетрадки для воображаемых учеников и ты, стоящий перед ними с указкой и излагающий с важным видом прописные истины. Кто из нас в детские годы не пытался примерить на себя роль учителя? Новые игры с завидной поспешностью сменяли одна другую, для кого-то все так и осталось в далеком детстве, а вот у других желание «сеять разумное, доброе, венное» не прошло. Скорее наоборот, прочно укреплялось в детской головке.
Почему? Наверное, у каждого будет своя причина: пример близких, любимая «классная дома», желание помочь другим что-то познавать, а может просто любовь к детям. Не важно, что прослужило поводом для выбора одной из некогда уважаемых и престижных профессий, главное, что сделанный выбор стал главным в их жизни.
«Однажды пришедший в эту профессию по зову души, никогда не сможет уйти от ребят, смотрящих на тебя пытливыми, ищущими ответа глазами», – говорят между собой педагоги. Сделав осознанный выбор и посвятив себя непростому искусству – педагогике, ты все больше погружаешься в непростой мир детских душ. Именно от учителя зависит какой станет эта душа: чуткой или равнодушной, нежной или жестокой. И вот здесь главное прочувствовать и нащупать ту тонкую грань, за которую нельзя переступить, чтобы не навредить будущей личности. От них, учителей, во многом зависит какими людьми мы станем, выйдя из школы стен.
Согласитесь, не каждый из нас готов взять на себя ответственность за другого, тем более за воспитание и формирование личности юного создания. Но такие люди есть, и они твердо идут по намеченному пути, порой даже в ущерб себе и своей семье. И движет ими то самое призвание — быть настоящим педагогом: без фальши, корысти и выгоды. Как будто они каждый раз подтверждают цитату известного психолога, философа и педагога Павла Петровича Блонского о том, что «Учитель должен быть прежде всего человеком». И человеком своего времени, не оторванным от него, живущим действительностью и отвечающим требованиям той самой деятельности.
Такая преданность профессии, несомненно рождает мастерство педагога, который не ищет легких путей. Он практически готов на все, чтобы воспитанники получили от него — наставника достойный багаж знаний. Прописная истина: учить можно только тому, что сам хорошо знаешь и к чему питаешь большой интерес. Только когда преподаваемый предмет будет любимой наукой, ты сможешь заинтересовать им своих воспитанников.
И кстати, в этой профессии есть целые династии, в которых любовь к науке и детям передается не только по семейной линии. Эта любовь как магнит притягивает детей, жаждущих все новой и новой порции знаний от своего горячего любимого учителя.
Словно магнитом притягивает к себе ребят представительницы семейной династии Айрапетян, работающие в Кисловодском Лицее №4. Старшая из педагогов Ирина Владимировна Айрапетян пришла сюда новичком после училища в 1977 году. И все это время она работает в школе младшего звена учителем начальных классов. Под ее же крыло 11 лет спустя пришла в школу в первый класс дочь Лолита. Не приходилось даже сомневаться, что у такой мамы и дочь будет педагогом. Иначе и быть не могло. Закончив университет 4 года назад, Лолита возвращается в свою школу дипломированным специалистом в той же сфере, что и мама. Они делятся с друг другом опытом не только дома, но и в школе и недаром их считают лучшими в коллективе. Постоянное желание самосовершенствоваться, искать новые методы и формы в работе, которые будут только пробуждать интерес ребят к учебе – все это говорит о мастерстве специалистов. Они постоянно участвуют в конкурсах и мастер-классах, посещают педагогические тренинги и курсы повышения квалификации.
К ним тянутся дети, скучают и бегут с охотой в школу после каникул. Не это ли настоящая неприкрытая ничем оценка деятельности педагога, отдача за вложенные ими силы и знания?! Возможно, кто-то из их учеников, посмотрев на ту самоотдачу, с которой эти учителя отдаются работе,- искренность, любовь и уважение к своим воспитанникам, став перед выбором профессии, тоже захотят «отдать сердца детям»…
Автор: Аветова Мария Александровна,
учитель начальных классов.
Моя педагогическая династия.
Обучая, учусь.
Сенека Старший.
Терлецкая Екатерина Валерьевна,
учитель английского языка
Лицей КГТИ
Слова, приведенные в качестве эпиграфа, как нельзя более точно определяют профессиональное кредо нашей педагогической династии. Лишь в ежедневном обучении, познании чего-то нового и стремлении донести это своим ученикам возможен профессиональный рост учителя. А это – необходимое условие для полноценного воспитания учеников.
Педагогическая династия нашей семьи начинается с моей мамы, Екимовой Тамары Дмитриевны, директора высшей квалификационной категории, «Почетного работника общего образования РФ».
В 1978 году она закончила с отличием Балашовский Государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы. И в этом же году начала работать учителем русского языка и литературы в Новониколаевской средней школе Илийского района Алма-Атинской области.
В 1983 году поступила на работу учителем в среднюю общеобразовательную школу № 105 ст. Купино Западно-Сибирской железной дороги. И уже 1985 году была переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе. А в 1989 стала заместителем директора по учебной работе. С 2000 года и по настоящее время мама является директором МКОУ СОШ № 105 Купинского района Новосибирской области.
Сегодня школа 105 – одна из старейших в городе, самая многочисленная по количеству учащихся в районе, это базовое образовательное учреждение, функционирующее в режиме инновационного развития.
Тамара Дмитриевна – человек бескрайнего потенциала. Все окружающие ее люди постоянно ощущают поддержку и стремление к самосовершенствованию. Пройдя путь от учителя до директора школы, она как никто другой понимает, когда и какую помощь следует оказать коллегам.
За годы своей работы(40 лет) мама воспитала и выпустила в жизнь большое количество учеников, которые каждый год приезжают на вечер встречи и с благодарностью и радостью вспоминают школьные годы.
Работая учителем, а потом и директором, мама всегда подходила к своим обязанностям с большой ответственностью, требовательностью к себе. Для неё характерна творческая и кропотливая ежедневная работа, которую она проводит с детьми, их родителями, своими коллегами. При этом она активно занимается общественной работой (депутат районного Совета депутатов Купинского района, представитель Купинского района в Общественной палате при губернаторе Новосибирской области) и самообразованием, принимает участие в различных проектах, выставках, педагогических ярмарках.
Конечно, такой колоссальный труд не остается незамеченным. Мама имеет много профессиональных наград, грамот, дипломов, благодарственных писем, является победителем всероссийского конкурса «Женщина-директор года» (2005), регионального проекта «Лучший директор образовательного учреждения» (2007, 2010), лауреатом регионального проекта «Профессиональная команда страны» (2007). Она вместе с педагогическим коллективом школы – постоянные участники профессиональных мероприятий различного уровня.
Особую поддержку ощущают молодые педагоги, которые приходят на работу в школу. Мне посчастливилось испытать это на себе.
Конечно, с детства я уже была связана с профессией учителя, так как постоянно видела работу мамы, тетради для проверок, планы, конспекты, подготовку к урокам. Поэтому еще тогда я понимала, насколько важен и кропотлив труд учителя. Ещё будучи ребенком, мне нравилось «играть в школу», заполнять журналы, проверять тетради и, конечно, проводить уроки. Да и училась я с удовольствием, поэтому и окончила школу с серебряной медалью «За успехи в учёбе».
Мама никогда не настаивала на том, чтобы я связала свою жизнь со школой. Но именно она своей поддержкой и отношением к профессии воспитала во мне уважение к труду учителя и любовь к этой работе.
Имея возможность выбирать, я всё-таки остановилась на Куйбышевском филиале Новосибирского Государственного Педагогического университета. Я выбрала факультет иностранных языков и до сих пор ни одного мгновения не жалею о сделанном выборе.
После окончания университета я некоторое время работала в Районной администрации, но потом поняла, что моё место именно в школе. И направила меня на этот путь именно мама, которая уже профессионально чувствовала, что я – учитель. Спасибо ей за это!
Несколько лет я проработала в МКОУ СОШ № 105. Постоянно ощущала поддержку мамы, благодаря её советам научилась работать творчески, превращать каждый урок в открытие, путешествие, размышление.
Никогда не соглашусь, что «учительские» дети обделены вниманием и лаской. Я до сих пор ощущаю это внимание и заботу. Мама всегда выслушает и поддержит, мы ведь не только родные люди, но и коллеги. Поэтому часто делимся опытом, обсуждаем различные вопросы, у нас свой «семейный педагогический совет».
Моя старшая сестра так же окончила Новосибирский Государственный Педагогический университет, но после нескольких лет работы ушла на военную службу. Но, возможно, педагогическая династия семьи будет иметь продолжение в наших детях. Племянница Полина уже сейчас проявляет стремление к работе с детьми. Моя дочь Татьяна — натура творческая, это тоже может быть прекрасно использовано в работе учителя. Тем более что у нее еще одна бабушка, дедушка и тетя связаны с данной профессией. Так что есть вероятность, что именно она соединит две учительские династии!
Сейчас мы живем в разных городах, я работаю в ОУ «Многопрофильный лицей КГТИ» г. Кисловодск. Но даже на расстоянии я стараюсь следовать тем идеям и принципам нашей педагогической династии, основы которых заложила моя мама.
Терлецкая Екатерина Валерьевна,
учитель английского языка.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИНАСТИЯ ОУ Многопрофильный лицей КГТИ
Учитель, будь солнцем,
излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,
но и в их душах и сердцах…
(Ш. Амонашвили)
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное… Эти слова о моей маме — Антонине Павловне Ванюховой.
С самого детства мама мечтала стать учителем. Собирала всех детей во дворе, давала задания и строго проверяла их выполнение. Для неё школа — это творческий мир, где каждый урок неповторим, это бесконечная дорога к себе, к миру познания. В тяжелые послевоенные годы, оставшись сиротой на попечении бабушки, она жила мечтой поступить в педагогическое училище. И её желание сбылось.
В 1950 году поступила в Ессентукское педагогическое училище и в 1954году закончила с отличием.
С 20 августа 1954 года в Кустанайской области, в Золотаревской начальной школе, в Казахстане начался долгий, интересный, творческий путь учителя — Антонины Павловны Сидилевой. Работая в Казахстане, она успела стать заведующей начальной Водянской школы (1955-1956гг.).
Вернувшись в Кисловодск в 1957 году, мама вышла замуж и поступила в Пятигорский педагогический институт иностранных языков на факультет русского языка и литературы.
За свой долгий трудовой путь — шестьдесят лет педагогической деятельности, Антонина Павловна работала и пионервожатой, учителем начальных классов, и учителем русского языка и литературы, и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и заместителем заведующего ГОРОНО города Кисловодска.
Антонина Павловна — учитель высшей квалификационной категории. Неоднократно награждалась грамотами Министерства образования, имеет медали «За доблестный труд», «Отличник народного просвещения РСФСР», имеет звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
С рождения мне было предначертано быть учителем. Я родилась в 1958году. Свою трудовую деятельность я начинала как инженер, но зов души и сердца сделали свое дело, почти в 30 лет я пришла работать в народное образование, окончив Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования как учитель информатики, социальный педагог и практический психолог. Я ничуть не жалею, что именно этот путь я выбрала. И в настоящее время я работаю в Кисловодском лицее КГТИ учителем информатики.
Непререкаемый авторитет, широкие познания, эталон мудрости, пытливый ум, справедливость, творчество, трудолюбие, рассудительность – эти качества я переняла у мамы. Мне довелось поработать с нею в школе, где она была завучем и учителем русского языка и литературы. Школа была и есть истинным храмом учения и постижения наук. Благодаря труду, настойчивости, жизненному оптимизму, любви к детям и коллегам, Антонина Павловна вдохновляла и вдохновляет меня как учителя. Ведь чтобы сотворить шедевр, нужно любить людей, необходимо бескорыстно и самозабвенно отдавать себя другим. Мне интересно, легко, радостно идти по жизни, оглядываясь на мою маму, на её трудовой путь.
Свою педагогическую деятельность Антонина Павловна закончила в 80 лет. Тысячи выпускников помнят свою учительницу и идут по жизни со знаниями, которые получили у педагога с большой буквы- Антонины Павловны Ванюховой. Я горжусь своей мамой, и хочу во всем быть на неё похожей.
Династия продолжается…Жена моего сына Константина, Ольга – тоже учитель. Мама и сестра моей невестки – учителя. И это не случайно. Хочу надеяться, что мои внуки — Валерия и Борис, будут продолжать династию учителей в нашей семье.
Людмила Николаевна Кобцева – учитель во втором поколении.
30.05.2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИНАСТИЧЕСКИЕ УЧИТЕЛЯ МБОУ «СОШ №2»
Ну что же. На днях мне позвонили из городского методического кабинета, что, между прочим, было очень неожиданно. Тем не менее, внимательно выслушав Артура Эрнестовича, я приступила к выполнению поставленной задачи. А задачей было написание статьи об учительских династиях в нашей школе. Первым делом поняла, что таких подробностей о наших учителях я не знаю. Что ж, придется поискать нужную информацию. Итак, мне в помощь, конечно, наша прославленная школьная газета «Вместе». Ребята-журналисты усердно трудятся и ежемесячно публикуют статьи о наших учителях. Есть! Нашла! Но кто же это? Интересно?
Тогда приступим ко второму этапу. Немного поразмыслив, пришла к выводу, что лучше самого человека никто о нем не расскажет. Так что вот, пожалуйста, привожу ниже нашу беседу с Журавлевой Инной Владимировной о ее работе, о маме, Гальциной Евгении Валентиновне, которая тоже сейчас работает в нашей школе как учитель дополнительного образования, и о детях, Германе и Маргарите.
— Для Вас «хороший учитель» это кто?
— Для меня «хороший учитель», естественно, тот, кто знает свой предмет, который уважительно относится к детям, абсолютно одинаково ко всем, чтобы не было любимчиков или какого-то предвзятого отношения. Добросовестный, оптимистичный, достаточно харизматичный человек должен быть, чтобы отдавать все эмоции детям.
— Почему Вы стали учителем?
— Не знаю (задумывается). Мне с детства нравилось играть в учителя. Тут был и мамин пример. У мамы бывала на уроках всегда. Помогала проверять тетради, мне было интересно. Ну и вот таким образом закончила школу и пошла в педучилище.
— А мама какой предмет преподает?
— Мама заканчивала факультет иностранных языков, преподавала сначала английский язык, а потом переквалифицировалась на начальные классы.
— А Вы что преподаете?
— Я также, получается, закончила училище в городе Ессентуки — начальные классы и английский язык.
— А желание мамы было, чтобы Вы стали учителем?
— Нет. Как такового направления со стороны родителей не было. Она не советовала и не отговаривала, нет. Это был мой выбор. Ну и потому что близко было, в Ессентуках я училась.
— Говорят, что дети учителей самые «недолюбленные». Вы согласны?
— Этого я не могу сказать. Нет (качает головой). Я могу сказать, что я единственный ребенок в семье и, конечно, мама посвящала все свое время мне, несмотря на то, что она работала в школе, (с нашей работой времени не хватает), у меня детство было счастливым.
— У Вас есть дети?
— Есть. У меня двое детей. Сын в 7-м классе, дочка во 2-м.
— А Вы хотели бы, чтобы они стали учителями?
— Честно говоря, нет (улыбается).
— Почему?
— Почему нет? Потому что они уже определились, наметки какие-то есть. Сын, например, у меня увлекается кулинарией, он очень любит готовить, хочет быть технологом и об учительстве не помышляет. Дочка хочет быть – артисткой, либо танцовщицей, либо быть актрисой. Я навязывать не буду своим детям ничего… Пусть выбирают сами. Но, мне кажется, что они сами не захотят, глядя на то, какой нелегкий труд учителя. Они все время здесь со мной, и один и другой, и видят, как мы устаем, какой завал у нас работы.
— Вы говорите, что это нелегкий труд. А где Вы берете силы?
— Где я силы беру? Не знаю (задумывается). Хоть я и говорю, что это нелегкий труд. Но вот, например, каникулы летом. Лето — это вообще ужасное время для меня. В июне мы еще работаем в лагере. А вот июль – недели две хватает мне, чтобы отдохнуть, заняться своими домашними делами, потом становится скучно. Я начинаю ныть, я говорю мужу, что я не могу больше находиться дома. Вот настолько привыкаешь, мне кажется, что силы черпаешь именно от детей. Смотришь на их энергию, с какими глазами они приходят, и сам заражаешься. Что, единственное, не нравится в моей работе, так это вот бумажная волокита вся вот эта (указывает на бумаги, журналы и тетради на столе). Это, конечно, забирает очень много времени и сил. А если просто уроки, общение с детьми, походы куда-либо – мне это очень нравится.
— Сколько лет Вы уже работаете?
— Я работаю…, я пришла в 99-м году, то есть сразу после училища, с того момента и работаю, только с перерывом на декрет, естественно, на один и второй.
— А Евгения Валентиновна?
— Ой, мама — очень давно! Мама работает с семидесятых годов. Но она работала сначала в третьей школе, а потом здесь. Уже много лет, около сорока получается.
— А она что-нибудь преподавала у Вас?
— Нет, она у меня лично ничего не преподавала, хотя у нас были параллельные классы. Моя первая учительница — Нина Петровна, мы были ее последним выпуском. А мама как раз вела параллельный класс, но к себе она меня не взяла. Не знаю по какой причине, я не интересовалась. Но, в принципе, я довольна. Дети мои также: Герман у меня не учился — учился у Эммы Сурэновны, и Маргарита сейчас у Ларисы Владимировны. Но, Маргаритка сейчас у меня на английском, но это тоже временно, до пятого класса. Лучше, конечно, не брать в свой класс своих детей (смеется). Бедные учительские дети. На самом деле, так как требования к ним завышенные, то есть требуешь от своего ребенка больше, чем от остальных. Естественно, чтобы он был не хуже, чтобы он все знал. И дети страдают в этом плане, поэтому лучше, чтобы учились у чужих.
— А Маргарите легко?
— У меня на английском? Ну она переживает, что я строго отношусь. Она готовится, выполняет все задания, старается даже больше, чем по остальным предметам. Ну не хочет, видимо, меня подвести. Но оценки, естественно, ставлю ей заслуженно, какие есть, «схватывает» по полной программе (смеется).
— А как Вы в школе учились?
— Я училась отлично. Закончила школу на золотую медаль сама, мама мне практически не помогала, только контролировала. В английском могла что-то мне помочь и все. Я была нацелена на учебу, мне давалось она хорошо, и память хорошая была. Закончила я и училище с красным дипломом. А институт уже потом заочно, во взрослом возрасте.
Вот так прошла наша беседа. В заключение мне бы хотелось сказать, что из всего вышесказанного лично для себя я сделала несколько выводов. Во-первых, у учителей тоже есть свои династии, но чем же они отличаются от других? Во многом, наверное, тем, что выбор будущей профессии, в любом случае остается за ребенком. Тем не менее, это замечательная традиция. Во-вторых, миф о «недолюбленных» детях вновь не подтвердился, что очень радует. А в-третьих,было откровением узнать, что, например, Инна Владимировна, вовсе не желает, чтобы ее дети стали учителями, так как на данный момент видит много подводных камней в этой профессии. Мне кажется, что именно последний пункт должен заставить нас задуматься. Все понимают, что нужно привлекать к этой профессии молодое поколение, но для этого очень важно продолжать повышать ее социальный статус не только в сознании детей, но и в сознании уже взрослого поколения.
Чурилова Е.В.
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №2
17.04.2018
Открытый урок литературы по подготовке к Итоговому сочинению.
23 ноября – пожалуй, первый по-настоящему зимний день в этом году. Снег валил уже с ночи, невольно забивая голову волнительными мыслями о скорой новогодней суете. Трудно было настроить себя на привычный ритм. День обещал быть насыщенным и ответственным – городская олимпиада по русскому языку. Но во что бы то ни стало хотелось успеть на открытый урок литературы, проводимый в МБОУ СОШ №14 учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Норазян Алмастой Николаевной.
В школе, занесенной снегом, было тепло и уютно. С порога чувствовалось радостное оживление и всеобщее неравнодушие к происходящему.
Урок был весьма актуален: «Использование лирических сюжетных произведений Эдуарда Асадова в качестве аргументов к основной части итогового сочинения по литературе».
Алмаста Николаевна, педагог опытный, спокойно и ровно вела диалог с ребятами.
Учащиеся 11 класса, которым через 2 недели писать итоговое сочинение, заинтересованно и активно участвовали в ходе урока. Свободно рассуждали и высказывали свое мнение по творчеству Эдуарда Асадова, с которым, по всей видимости, хорошо знакомы. Спорили по личным качествам и жизненной позиции самого поэта. Соотносили строки из стихов Асадова с определенными тематическими направлениями.
Акцент был сделан на направлении «Смелость и трусость». Но настоящий энтузиазм у ребят вызвала тема, на которой остановились: «Согласны ли вы с тем, что смелость – это исключительно мужская черта?» Тут же (в основном, девочки) привели множество аргументов в пользу способности женщин к смелым и отважным поступкам.
Настоящим сюрпризом для всех и украшением урока стало проникновенное и трогательное прочтение стихотворения «Трусиха» своего, как оказалось, любимого автора директором школы Низиволик Татьяной Георгиевной. Взволнованность и трепетность Татьяны Георгиевны передалась нам. И когда молодой учитель МХК Виктория Игоревна под гитару запела: «Я могу тебя очень ждать», мы все с удовольствием подхватили! На этом наша активность на уроке Алмасты Николаевны не ограничилась. Нам предложили вместе с ребятами изложить соображения по теме, привести свои аргументы. Писали мы от души, с вдохновением делились потом мыслями с учениками. ( А взрослых было более 10 человек!) Ребята ничуть не отставали от взрослых ни в независимости суждений, ни в экспрессии! Ученики 11 класса выглядели вполне взрослыми, готовыми к любому экзамену жизни. Стало понятно, что для этих детей итоговое сочинение – не повод для паники. Появилась уверенность, что они напишут обстоятельно и исчерпывающе.
А напоследок нам подарили рукотворные буклеты со стихами Эдуарда Асадова, не оставив никакого шанса забыть этот урок, перенесший нас в далекие советские студенческие годы, когда мы зачитывались стихами до утра, пели песни под гитару…
В спешке ехала на проверку заданий олимпиады по русскому языку, а в голове звучало:
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
Э.Асадов.
Презентация открытого урока литературы
Байрамукова З.А., методист Информационно-методического отдела
24.11.2017